Пресс-центр

Общее ► Уголовные дела Гражданские дела ► Административные дела Новости Обзоры Архив

Лента Пресс-центра

Этапы формирования Единого Экономического Пространства
2-01-2012   Архив

ВНИМАНИЕ! ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

 

В Свободной энциклопедии Википедия указано, что «с 1 января 2012 года, на территории трёх стран-участниц Таможенного союза, начало действовать Единое Экономическое Пространство. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП, принятые 18 ноября 2011 года, начнут работать с июля наступившего года. Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения».

 

Я полагаю, что на указанные строки нам необходимо уделить особое внимание, поскольку созданное наднациональное объединение влияет на правоотношение всех трех стран-участниц ЕЭП.

 

В настоящей статье я освещу этапы формирования законодательной базы Единого экономического пространства (ЕЭП) и основные принципы ЕЭП.

 

Единое Экономическое Пространство является пространством, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

 

19 сентября 2003 года на саммите в Ялте главами государств Республики Казахстан, Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины было подписано Соглашение о формировании ЕЭП, которое предусматривало разработку комплекса основных мер по формированию ЕЭП, для осуществления которого требовалось заключение около пятидесяти договоров.

 

В последующие годы Украина вышла из процесса формирования ЕЭП.

 

В соответствии с решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) от 16 августа 2006 года было принято решение о разработке документов, необходимых для формирования правовой базы ЕЭП в рамках ЕврАзЭС.

 

В декабре 2009 года президенты Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации утвердили План действий на 2010-2011 годы по формированию ЕЭП, который предусматривал разработку и подписание до 1 января 2012 года 20-ти международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП и формирующих правовую базу ЕЭП.

 

В ходе последующей работы над договорами был сформирован пакет, который включает 17 соглашений, формирующих первоначальную правовую базу ЕЭП.

 

8-19 ноября 2010 года на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге на уровне глав правительств были подписаны четыре Соглашения:

 

  • о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации;
  • о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств;
  • о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей;
  • об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики.

 

9 декабря 2010 года были подписаны оставшиеся 13 международные соглашения, входящие в пакет правовой базы ЕЭП:

 

  • о согласованной макроэкономической политике;
  • о согласованных принципах валютной политики;
  • о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала;
  • о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
  • о единых принципах и правилах конкуренции;
  • о единых правилах предоставления промышленных субсидий;
  • о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства;
  • о государственных (муниципальных) закупках;
  • о торговле услугами и инвестициях в государствах участниках Единого экономического пространства;
  • о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности;
  • о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
  • о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики;
  • о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.

 

17 базовых документов о создании ЕЭП вступили в силу с 1 января 2012 года и процесс формирования правовой базы ЕЭП был завершен.

 

Для дальнейшего развития правовой базы ЕЭП был подготовлен и согласован План мероприятий по реализации соглашений, формирующих ЕЭП, который был утвержден Межгоссоветом ЕврАзЭС на уровне глав правительств 15 марта 2011 года. Этот План предусматривает разработку и принятие 13 международных соглашений и 42 иных документов (протоколов, планов мероприятий и т.д.) в срок до конца 2015 года.

 

Кроме того, правительствам трех стран предстоит обеспечить выполнение обязательных мероприятий по 17 базовым соглашениям, формирующим ЕЭП, в соответствии с установленными в них конкретными сроками.

 

18 ноября 2011 года главами России, Белоруссии и Казахстана была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой стороны заявили о переходе к следующему этапу интеграционного развития ЕЭП.

 

Также было отмечено, что страны "будут стремиться завершить к 1 января 2016 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический союз".

 

Принятие этих документов и надлежащее выполнение правительствами трех стран обязательств по соглашениям обеспечит с 1 января 2016 года полноценное функционирование ЕЭП.

 

Таким образом, в настоящее время идет выполнение второго этапа формирования законодательной базы ЕЭП, по завершению которой будет создан Евразийский экономический союз.

 

Основной целью ЕЭП является создание условий для развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения трех стран.

 

Для выполнения поставленной задачи участники будут руководствоваться принципами функционирования ЕЭП, которые должны обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

 

Для обеспечения свободного движения товаров предусмотрено устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной тремя странами методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Также предусмотрено согласование единых правил конкуренции во взаимной торговле в целях урегулирования антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер.

 

В целях обеспечения свободного движения услуг сформированы общие правила и подходы для обеспечения полного доступа на рынок услуг и поставщиков услуг в рамках ЕЭП и проведения согласованной политики по доступу третьих стран на рынок услуг и поставщиков услуг стран ЕЭП.

 

Обеспечение свободного движения капитала предполагает поэтапное снятие всех ограничений на движение капитала из государств-участников в рамках ЕЭП и проведение согласованной политики в области развития рынка капиталов, а для проведения согласованной макроэкономической политики будет обеспечено сближение макроэкономических показателей, в том числе выравнивание уровня внутренних цен.

 

Для обеспечения свободного движения рабочей силы предусмотрено беспрепятственное перемещение физических лиц государств-участников в рамках ЕЭП и формирование согласованной миграционной политики в отношении третьих стран с учетом норм и принципов международного права и ВТО.

 

Например, в соответствии с Соглашением о правовом статусе трудящихся мигрантов с 1 января 2012 года по отношению к трудящимся из стран ЕЭП отменяются количественные ограничения, квоты и разрешение на работу, а трудящиеся мигранты и члены их семей освобождены от постановки на миграционный учет на срок до 30 суток.

 

Кроме того, странами будет осуществляться проведение общей политики по отдельным отраслям, например в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.

 

Так, в соответствии с Соглашением о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, подписанного 9 декабря 2010 года, предусмотрена унификация вопросов охраны и защиты интеллектуальной собственности в рамках ЕЭП.

 

Также, указанным соглашением определен региональный принцип исчерпания исключительных прав на товарный знак, в соответствии с которым не будет являться нарушением исключительного права на товарный знак использование его в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот непосредственно правообладателем или другими лицами с его согласия. Данное положение позволит на основе регистрации правообладателями товарных знаков в своей стране обеспечить свободное перемещение товаров и услуг на территории всех трех стран ЕЭП.

 

В данном Соглашении также предусматриваются положения, направленные на реализацию прав авторов и иных правообладателей на получение вознаграждения за использование объектов авторского права и смежных прав. Это позволит обеспечить правомерного использования объектов авторского права пользователями, а также прозрачность указанных правоотношений.

 

В настоящее время идет работа по гармонизации законодательства трех стран, что приведет к внесению изменений и дополнений во многие законодательные акты стран ЕЭП, которые не должны быть оставлены адвокатами без внимания при оказании юридической помощи.

 

Если у вас возникли вопросы правового характера по законодательству Таможенного союза или необходима иная юридическая помощь, пожалуйста, обращайтесь.


Помощь
Помощь по уголовным делам

Адвокат оказывает помощь по уголовным делам.

Помощь по гражданским делам

Адвокат оказывает помощь по гражданским делам

Помощь по делам об административных правонарушениях

Адвокат оказывает помощь по административным делам