Лента Пресс-центра
ВНИМАНИЕ! ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
В Свободной энциклопедии Википедия указано, что «с 1 января 2012 года, на территории трёх стран-участниц Таможенного союза, начало действовать Единое Экономическое Пространство. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП, принятые 18 ноября 2011 года, начнут работать с июля наступившего года. Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения».
Я полагаю, что на указанные строки нам необходимо уделить особое внимание, поскольку созданное наднациональное объединение влияет на правоотношение всех трех стран-участниц ЕЭП.
В настоящей статье я освещу этапы формирования законодательной базы Единого экономического пространства (ЕЭП) и основные принципы ЕЭП.
Единое Экономическое Пространство является пространством, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
19 сентября 2003 года на саммите в Ялте главами государств Республики Казахстан, Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины было подписано Соглашение о формировании ЕЭП, которое предусматривало разработку комплекса основных мер по формированию ЕЭП, для осуществления которого требовалось заключение около пятидесяти договоров.
В последующие годы Украина вышла из процесса формирования ЕЭП.
В соответствии с решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) от 16 августа 2006 года было принято решение о разработке документов, необходимых для формирования правовой базы ЕЭП в рамках ЕврАзЭС.
В декабре 2009 года президенты Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации утвердили План действий на 2010-2011 годы по формированию ЕЭП, который предусматривал разработку и подписание до 1 января 2012 года 20-ти международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП и формирующих правовую базу ЕЭП.
В ходе последующей работы над договорами был сформирован пакет, который включает 17 соглашений, формирующих первоначальную правовую базу ЕЭП.
8-19 ноября 2010 года на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге на уровне глав правительств были подписаны четыре Соглашения:
- о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации;
- о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств;
- о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей;
- об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики.
9 декабря 2010 года были подписаны оставшиеся 13 международные соглашения, входящие в пакет правовой базы ЕЭП:
- о согласованной макроэкономической политике;
- о согласованных принципах валютной политики;
- о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала;
- о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
- о единых принципах и правилах конкуренции;
- о единых правилах предоставления промышленных субсидий;
- о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства;
- о государственных (муниципальных) закупках;
- о торговле услугами и инвестициях в государствах участниках Единого экономического пространства;
- о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности;
- о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
- о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики;
- о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.
17 базовых документов о создании ЕЭП вступили в силу с 1 января 2012 года и процесс формирования правовой базы ЕЭП был завершен.
Для дальнейшего развития правовой базы ЕЭП был подготовлен и согласован План мероприятий по реализации соглашений, формирующих ЕЭП, который был утвержден Межгоссоветом ЕврАзЭС на уровне глав правительств 15 марта 2011 года. Этот План предусматривает разработку и принятие 13 международных соглашений и 42 иных документов (протоколов, планов мероприятий и т.д.) в срок до конца 2015 года.
Кроме того, правительствам трех стран предстоит обеспечить выполнение обязательных мероприятий по 17 базовым соглашениям, формирующим ЕЭП, в соответствии с установленными в них конкретными сроками.
18 ноября 2011 года главами России, Белоруссии и Казахстана была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой стороны заявили о переходе к следующему этапу интеграционного развития ЕЭП.
Также было отмечено, что страны "будут стремиться завершить к 1 января 2016 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический союз".
Принятие этих документов и надлежащее выполнение правительствами трех стран обязательств по соглашениям обеспечит с 1 января 2016 года полноценное функционирование ЕЭП.
Таким образом, в настоящее время идет выполнение второго этапа формирования законодательной базы ЕЭП, по завершению которой будет создан Евразийский экономический союз.
Основной целью ЕЭП является создание условий для развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения трех стран.
Для выполнения поставленной задачи участники будут руководствоваться принципами функционирования ЕЭП, которые должны обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
Для обеспечения свободного движения товаров предусмотрено устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной тремя странами методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Также предусмотрено согласование единых правил конкуренции во взаимной торговле в целях урегулирования антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер.
В целях обеспечения свободного движения услуг сформированы общие правила и подходы для обеспечения полного доступа на рынок услуг и поставщиков услуг в рамках ЕЭП и проведения согласованной политики по доступу третьих стран на рынок услуг и поставщиков услуг стран ЕЭП.
Обеспечение свободного движения капитала предполагает поэтапное снятие всех ограничений на движение капитала из государств-участников в рамках ЕЭП и проведение согласованной политики в области развития рынка капиталов, а для проведения согласованной макроэкономической политики будет обеспечено сближение макроэкономических показателей, в том числе выравнивание уровня внутренних цен.
Для обеспечения свободного движения рабочей силы предусмотрено беспрепятственное перемещение физических лиц государств-участников в рамках ЕЭП и формирование согласованной миграционной политики в отношении третьих стран с учетом норм и принципов международного права и ВТО.
Например, в соответствии с Соглашением о правовом статусе трудящихся мигрантов с 1 января 2012 года по отношению к трудящимся из стран ЕЭП отменяются количественные ограничения, квоты и разрешение на работу, а трудящиеся мигранты и члены их семей освобождены от постановки на миграционный учет на срок до 30 суток.
Кроме того, странами будет осуществляться проведение общей политики по отдельным отраслям, например в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.
Так, в соответствии с Соглашением о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, подписанного 9 декабря 2010 года, предусмотрена унификация вопросов охраны и защиты интеллектуальной собственности в рамках ЕЭП.
Также, указанным соглашением определен региональный принцип исчерпания исключительных прав на товарный знак, в соответствии с которым не будет являться нарушением исключительного права на товарный знак использование его в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот непосредственно правообладателем или другими лицами с его согласия. Данное положение позволит на основе регистрации правообладателями товарных знаков в своей стране обеспечить свободное перемещение товаров и услуг на территории всех трех стран ЕЭП.
В данном Соглашении также предусматриваются положения, направленные на реализацию прав авторов и иных правообладателей на получение вознаграждения за использование объектов авторского права и смежных прав. Это позволит обеспечить правомерного использования объектов авторского права пользователями, а также прозрачность указанных правоотношений.
В настоящее время идет работа по гармонизации законодательства трех стран, что приведет к внесению изменений и дополнений во многие законодательные акты стран ЕЭП, которые не должны быть оставлены адвокатами без внимания при оказании юридической помощи.
Если у вас возникли вопросы правового характера по законодательству Таможенного союза или необходима иная юридическая помощь, пожалуйста, обращайтесь.
